Голос и слух – в порядке: отоларинголог рекомендует

Во время дистанционных занятий нередко преподаватели испытывают повышенные нагрузки на голосовой аппарат. Студенты, чьи уши страдают от постоянного использования наушников, рискуют получить проблемы со слухом. Советы ассистента кафедры оториноларингологии МИ РУДН, заведующей лор-отделением КДЦ МИ РУДН, к.м.н. Натальи Токаревой помогут сохранить здоровье.

Говорим правильно

Многие представители разговорных профессий, в том числе педагоги и преподаватели вузов, неоднократно за профессиональную деятельность сталкивались с нарушением работы голосового аппарата. И, конечно же, научились с этим справляться. Но, несмотря на это, хотелось бы напомнить о том, что нужно делать для сохранения голоса при повышенной голосовой нагрузке.

Если у вас в период дистанционного обучения есть даже небольшие симптомы воспалительных заболеваний – ОРВИ, острого фарингита, острого назофарингита, фаринголарингита – необходимо максимально снизить нагрузку на голосовой аппарат. Потому что повышенная нагрузка может привести к дисфонии (изменению высоты, силы, тембра) или усилить проявления имеющейся уже дисфонии, вплоть до афонии (потери звучности голоса). Кроме того, на фоне воспалительных заболеваний усиливается утомляемость голоса, утрачивается сила голоса.

Голосовая нагрузка должна быть строго дозируемой. То есть читать лекцию или разбирать практический материал необходимо не более 30 минут, после чего обязательно должен быть перерыв 10-15 минут. А после завершения занятия желательно полное молчание в течение 1,5-2 часов.

Помещение, в котором находится лектор, должно быть хорошо проветрено и увлажнено (влажность не менее 55%). Именно при этих условиях слизистая оболочка глотки, гортаноглотки и гортани не будет пересыхать и приводить к першению и кашлю, а, следовательно, и к дисфонии.

Накануне занятия, а также непосредственно перед занятием не нужно употреблять жирную или острую пищу. Это может привести к развитию изжоги, что, в свою очередь, повлияет на голосовые складки и приведет к осиплости. Многие преподаватели во время лекций пьют воду для уменьшения сухости слизистой. Это правильно. И, хочется отметить, что не нужно пить газированную воду, а также кофе, так как эти напитки неблагоприятно действуют на слизистую гортани и гораноглотки.

После окончания занятий по возможности нужно делать ингаляции минеральной водой или маслами с целью увлажнения слизистой гортаноглотки и голосовых складок. Для этого лучше использовать компрессионные нейбулазеры.

В предупреждении голосовых расстройств большая роль принадлежит правильной постановке голоса. Нужно говорить ритмично, с хорошей интонацией, используя полные предложения. Не нужно говорить слишком быстро или слишком медленно.

Слушаем правильно

Учеными всего мира официально доказан вред наушников. Но молодежь, и, конечно же студенты, практически каждый день пользуются наушниками как в личных целях, так и для учебного процесса. Что можно посоветовать для уменьшения отрицательного воздействия на слуховой аппарат в период, когда все лекции ушли в онлайн?

Главный ориентир в данном вопросе – мощность звукового сигнала. Не следует превышать рекомендуемый безопасный порог в 85 дБ. Проще говоря, уровень громкости на устройстве не должен превышать отметку в 60%. При таком подходе можно спокойно слушать лекции в течение 60 минут без значительного вреда на внутренне ухо.

Если выбирать между разными видами наушников, то лучше пользоваться накладными, чем вставными, так как у первых качество звука лучше.

Слушать лучше двумя ушами (использовать оба наушника), так как при использовании только одного идет неправильное перераспределение звуковой нагрузки на уши, что значительно влияет на слух.

Не желательно пользоваться наушниками на фоне выраженных воспалительных заболеваний носа и носоглотки. Эти заболевания могут привести к заложенность уха (нарушение работы слуховой трубы), что усилит отрицательное воздействие наушников на слуховой аппарат.

Будьте здоровы!