Студенты медики сдают свой главный экзамен!

О том, как организована практика для медиков 4 и 5 курсов, каких ординаторов «расхватали» еще в марте и какой экзамен – главный для выпускного курса – в интервью с Алексеем Абрамовым, д.м.н., профессором, директором Медицинского института РУДН.

Алексей Юрьевич, студентам-медикам 4 и 5 курсов перенесли практику с лета на май. Как и почему изменились условия?

4-5 курс – это уже средний медперсонал. Все желающие после 3 курса сдают экзамены и подтверждают право работать в качестве среднего медицинского персонала – медсестрами, медбратьями. На производственной практике они и работают на таких позициях. Обычно – летом. Однако сейчас система здравоохранения Москвы находится в режиме повышенной готовности. Мэр Москвы предложил перенести сроки практики для 4 и 5 курсов медицинских направлений на май. Идею поддержали Минздрав и Минобрнауки. Практика началась 1 мая и возможно продлится до окончания режима повышенной готовности в столице.

Как распределяют студентов и куда они идут?

Раньше наши студенты распределялись по тем базам практики, где есть клинические кафедры РУДН. А сейчас мы подаем данные студентов в Департамент здравоохранения Москвы, который распределяет их туда, где нужнее руки. С каждым проводится собеседование, чтобы оценить все факторы и принять верное решение. При этом студентам дают предложения на выбор. Кто-то идет в «чистые» стационары. А с теми, кто готов работать в красной зоне в инфекционных отделениях, заключается договор – в этом случае студенты подписывают свое согласие. Они проходят обязательный инструктаж и обучение, получают сертификат и далее идут работать в инфекционные отделения и больницы – в том числе в те, которые перепрофилированы на оказание помощи зараженным коронавирусом.

Сколько студентов отказалось работать в «красной зоне»?

Я не применял бы слово «отказались». Есть те, кто не может по состоянию здоровья, по социальным факторам – их менее 300. Их нельзя осуждать.

Важно понять, что в «красные зоны» идти не заставляем ни мы, ни Департамент здравоохранения Москвы, ни Министерство науки и высшего образования. Конечно, студенты должны выполнить учебный план и пройти производственную практику, однако, где именно – это их выбор. При этом бывают разные ситуации: определенные хронические заболевания, беременность, наличие малолетних детей, проживание с пожилыми родственниками и так далее. Все это четко прописано и учитывается при распределении индивидуально.

Например, в РУДН еще с февраля был выделен отдельный корпус, куда на 14 дней поселяли ребят, которые возвращались из стран с неблагоприятной ситуацией по коронавирусной инфекции. Теперь в этот корпус мы селим студентов-медиков, ординаторов, аспирантов, которые работают в инфекционных отделениях. Там даже живут москвичи, которые хотят минимизировать контакты с близкими и избежать инфицирования их семей.

А сколько студентов Медицинского института РУДН уже работают, пошли волонтерами в больницы Москвы?

Как только университеты перешли на дистанционный режим обучения, около 500 студентов и ординаторов РУДН стали добровольцами в медицинских учреждениях. К моменту выхода приказа о переносе практики студентов 4 и 5 курсов, волонтеров стало больше 1000 человек. Среди них есть ребята даже с 1-2 курса, с 6 курса, есть иностранцы, которые работают санитарами и выполняют эту работу бесплатно. Те, кто изъявил желание работать, оформляются на должность среднего медперсонала. Однако мы понимаем, что никакая зарплата не компенсирует риск, поэтому я бы сказал, что все работают на добровольной основе.

Чем именно уже помогают ординаторы РУДН московским больницам?

Ординаторы – это уже врачи, которые получили диплом, сдали первичную аккредитацию. Пока – без узкой специализации. Они уже могут полноценно оказывать медицинскую помощь и работать врачами-ассистентами, в том числе – в инфекционных отделениях, в кардиореанимации, где сейчас очень нужны врачи и медперсонал. Особенно востребованы те, кто специализируется в реаниматологии, эпидемиологии, пульмонологии. Например, кафедра инфекционных болезней с курсами эпидемиологии и фтизиатрии РУДН с самых первых дней полностью – это порядка 30 человек – осталась в инфекционных больницах № 1 и № 2.

На эти кафедры наверняка будет много абитуриентов в этом году. Как изменится отбор поступающих в ординатуру?

Предвижу, что мы получим более мотивированных абитуриентов, чем раньше. В ординатуру, как и обычно, будут приниматься выпускники 6-го курса по показателям первичной аккредитации. Однако прием в этом году будет проходить полностью в электронном виде. Сейчас рассматривается инициатива совета ректоров медицинских вузов – давать дополнительные баллы и преимущества для поступления в ординатуру тем, кто работал в красных зонах с пациентами с коронавирусной инфекцией. Я считаю, что это совершенно справедливо.

Как будут сдавать госэкзамен шестикурсники, которые сейчас работают в «красных зонах»?

Главное испытание они проходят сейчас. Те, кто уже пошел помогать населению, уже сдали главный экзамен – доказали делом, что они врачи. А мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы все студенты и освоили теорию, и выполнили свой долг. Даже сейчас все эти ребята одновременно учатся дистанционно.  Они находят время, несмотря на ночные дежурства и суточные смены. Мы уже учитываем график их работы и индивидуализируем учебный план. А для выпускников госэкзамены будут организованы в электронном виде в этом году.

Осуждаете тех студентов, которые боятся «испачкать халат»?

Если ты выбрал профессию врача, невозможно все время быть в белоснежном халате. Ты всегда должен быть готов прийти на помощь – не важно, находишься ли ты на своем служебном месте, идёшь ли по улице, летишь ли в самолете. Врач должен помогать пациенту, когда тот нуждается в этом.  Сейчас выбор есть у каждого студента. Кому-то интереснее строчить негативные комментарии, сидя на диване. Не осуждаю их, но уверен, что такие не станут хорошими врачами.

Я считаю лучшими тех, кто пошел работать. Я ими горжусь. Это показатель, что мы учим правильно, потому что кроме практических навыков и компетенций должно быть чувство, что ты врач, что ты призван помогать своему ближнему. Без этого ты не состоишься в профессии.

Чем именно уже помогают ординаторы РУДН московским больницам?

Ординаторы – это уже врачи, которые получили диплом, сдали первичную аккредитацию. Пока – без узкой специализации. Они уже могут полноценно оказывать медицинскую помощь и работать врачами-ассистентами, в том числе – в инфекционных отделениях, в кардиореанимации, где сейчас очень нужны врачи и медперсонал. Особенно востребованы те, кто специализируется в реаниматологии, эпидемиологии, пульмонологии. Например, кафедра инфекционных болезней с курсами эпидемиологии и фтизиатрии РУДН с самых первых дней полностью – это порядка 30 человек – осталась в инфекционных больницах № 1 и № 2.

На эти кафедры наверняка будет много абитуриентов в этом году. Как изменится отбор поступающих в ординатуру?

Предвижу, что мы получим более мотивированных абитуриентов, чем раньше. В ординатуру, как и обычно, будут приниматься выпускники 6-го курса по показателям первичной аккредитации. Однако прием в этом году будет проходить полностью в электронном виде. Сейчас рассматривается инициатива совета ректоров медицинских вузов – давать дополнительные баллы и преимущества для поступления в ординатуру тем, кто работал в красных зонах с пациентами с коронавирусной инфекцией. Я считаю, что это совершенно справедливо.

Как будут сдавать госэкзамен шестикурсники, которые сейчас работают в «красных зонах»?

Главное испытание они проходят сейчас. Те, кто уже пошел помогать населению, уже сдали главный экзамен – доказали делом, что они врачи. А мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы все студенты и освоили теорию, и выполнили свой долг. Даже сейчас все эти ребята одновременно учатся дистанционно.  Они находят время, несмотря на ночные дежурства и суточные смены. Мы уже учитываем график их работы и индивидуализируем учебный план. А для выпускников госэкзамены будут организованы в электронном виде в этом году.

Осуждаете тех студентов, которые боятся «испачкать халат»?

Если ты выбрал профессию врача, невозможно все время быть в белоснежном халате. Ты всегда должен быть готов прийти на помощь – не важно, находишься ли ты на своем служебном месте, идёшь ли по улице, летишь ли в самолете. Врач должен помогать пациенту, когда тот нуждается в этом.  Сейчас выбор есть у каждого студента. Кому-то интереснее строчить негативные комментарии, сидя на диване. Не осуждаю их, но уверен, что такие не станут хорошими врачами.

Я считаю лучшими тех, кто пошел работать. Я ими горжусь. Это показатель, что мы учим правильно, потому что кроме практических навыков и компетенций должно быть чувство, что ты врач, что ты призван помогать своему ближнему. Без этого ты не состоишься в профессии.